Синапсы в деле, нейроны в доле, война-то, в общем, всегда война...
А вот скажите мне, мои умные друзья - обязательны ли для постмодерна ирония и высмеивание "оригинала"?
Поскольку игра в культуре очень сильно пересечена со смеховым началом (см. карнавал) - то и выходит, что постмодернистская культура тяготеет к высмеиванию. Очень часто речь идет не столько о высмеивании, сколько об обнажении абсурда (а это тоже часто смех, но не всегда; иногда абсурд обнажает экзистенциальный ужас).
В принципе, поскольку в основе постмодерна - игра, мне кажется, что для п/м обязательно ... как бы жонглирование и вытаскивание кролика из шляпы, высвобождение подспудного смысла. Вытаскивание на поверхность запертых прежде смыслов. И отсюда - высвобождение энергии. Как оно и происходит в игре. И иногда сопряжено со смехом - потому что смех - это самый удобный способ сбросить напряжение, высвободиться.
Еще проблема чистого п/м, на мой вкус, заключается в том, что п/м идет "от ума", а не от сердца. Это всегда умственная игра - чистый, дистиллированный п/м. А ум склонен всегда расчленять (традиция декарта), препарировать. А чтобы расчленить какой-то смысл, который очень дорог для сердца, можно его высмеять, тем самым низвести. Это см. например опусы Сорокина. Ирония - вообще штука очень разрушительная, идеальное средство против драматизации, как Бродский говорил. Ну и естественно она угодна п/му - с его-то стремлением препарировать. Но это всего лишь один из инструментов.
В принципе, вот многие ролевые игры - это ведь проявление п/м? И совсем не смешно строить новые смыслы на базе имеющихся произведений, путем перегруппировки их. Или вот "Джизус Крайст" - это ведь во многом постмодернистичное произведение, но из смешного там по сути только Ирод.
А не резать шедевры на кусочки постмодерн не умеет.
До понимания остальных граней я еще не дошел.
1. Постмодерн имеет дело не с каким либо конкретным шедевром, а с культурой в целом. То есть это всегда коктейль смыслов, отсылок и образов.
2. Постмодернистские произведения чаще ироничны, но это не обязательно (отдельное примечание - "ироничный" не эквивалентно "смешной").
3. Резать на кусочки и соединять так, что бы это не было смешно постмодернизм умеет (пример уже привели - "Имя розы"). Вопрос не в художественном стиле, а в умении автора писать.