Синапсы в деле, нейроны в доле, война-то, в общем, всегда война...
А вот скажите мне, мои умные друзья - обязательны ли для постмодерна ирония и высмеивание "оригинала"?

Комментарии
19.01.2014 в 21:31

Её Квадричество
Для постмодерна обязательны опрокидывания, обыгрывания. Переход через семантическую границу на противоположное шахматное поле. Перевертыши. С ног на голову поставленный оригинал. С анфаса - в профиль повернутый.
Поскольку игра в культуре очень сильно пересечена со смеховым началом (см. карнавал) - то и выходит, что постмодернистская культура тяготеет к высмеиванию. Очень часто речь идет не столько о высмеивании, сколько об обнажении абсурда (а это тоже часто смех, но не всегда; иногда абсурд обнажает экзистенциальный ужас).
В принципе, поскольку в основе постмодерна - игра, мне кажется, что для п/м обязательно ... как бы жонглирование и вытаскивание кролика из шляпы, высвобождение подспудного смысла. Вытаскивание на поверхность запертых прежде смыслов. И отсюда - высвобождение энергии. Как оно и происходит в игре. И иногда сопряжено со смехом - потому что смех - это самый удобный способ сбросить напряжение, высвободиться.

Еще проблема чистого п/м, на мой вкус, заключается в том, что п/м идет "от ума", а не от сердца. Это всегда умственная игра - чистый, дистиллированный п/м. А ум склонен всегда расчленять (традиция декарта), препарировать. А чтобы расчленить какой-то смысл, который очень дорог для сердца, можно его высмеять, тем самым низвести. Это см. например опусы Сорокина. Ирония - вообще штука очень разрушительная, идеальное средство против драматизации, как Бродский говорил. Ну и естественно она угодна п/му - с его-то стремлением препарировать. Но это всего лишь один из инструментов.

В принципе, вот многие ролевые игры - это ведь проявление п/м? И совсем не смешно строить новые смыслы на базе имеющихся произведений, путем перегруппировки их. Или вот "Джизус Крайст" - это ведь во многом постмодернистичное произведение, но из смешного там по сути только Ирод.
19.01.2014 в 21:31

Её Квадричество
(Хороший вообще вопрос)
19.01.2014 в 22:04

Коварство и эффективность!
Но вообще нет, необязательно. Просто зачастую те, кто тяготеют к постмодернизму, тяготеют и к ироническому стилю изложения. Но об обязательности речи точно не идет.
19.01.2014 в 22:55

читать дальше
20.01.2014 в 11:03

Синапсы в деле, нейроны в доле, война-то, в общем, всегда война...
Ну то есть я правильно понимаю следующее? Однажды созданный "шедевр" можно порезать на паззлы, и сложить. Но если сложить не смешно, то будет видно, что это извандаленный шедевр, а это страшно и отвратительно. Поэтому надо складывать, чтоб было смешно.
А не резать шедевры на кусочки постмодерн не умеет.
До понимания остальных граней я еще не дошел.
20.01.2014 в 15:54

северный ветер
нет, не правильно
1. Постмодерн имеет дело не с каким либо конкретным шедевром, а с культурой в целом. То есть это всегда коктейль смыслов, отсылок и образов.
2. Постмодернистские произведения чаще ироничны, но это не обязательно (отдельное примечание - "ироничный" не эквивалентно "смешной").
3. Резать на кусочки и соединять так, что бы это не было смешно постмодернизм умеет (пример уже привели - "Имя розы"). Вопрос не в художественном стиле, а в умении автора писать.